ИНФОРМАЦИЯ:

г. Ростов-на-Дону
Ростовская область
Экономика области
Машиностроение
Металлургия
Химическая отрасль
Нефтегазовая отрасль
Легкая промышленность
Пищевая промышленность
Стройиндустрия
Лесопромышленный комплекс
Угледобывающая отрасль


Большая Садовая


Интересна история нашей главной улицы - Большой Садовой.

Впервые очертания Садовой улицы , тогда еще без названия, появились на плане г. Ростова-на-Дону в 1781г. На генплане г.Ростова-на-Дону 1811 года она уже зовется Загородней.

В начале XIX века нечетная сторона была занята садами. И только в районе переулка Семашко были городские бойни, дом для престарелых, знаменитый конный рынок. До середины XIX века Большая Садовая - действительно загородная улица, на нее свозится мусор, сливаются нечистоты.

По бокам ее лепились разделенные громадными пустырями маленькие, деревянные и, отчасти каменные домики. С севера, параллельно Садовой улице, проходила Генеральная балка - огромный овраг с разветвлениями и текущим по дну безымянным ручьем. Места были глухие и небезопасные. По правой стороне балки располагались многочисленные кузницы, и улица получает название Кузнецкой(в 1885г. получает имя Пушкина.) Далее простиралась степь.

Наиболее оживленной, пересекающей Садовую улицу, была Таганрогская дорога, старейшая в Ростове. Идущая от наплавного моста через Дон, она разрезала город приблизительно на две равные части, взбиралась на деревянный мост, перекинутый через Генеральную балку и, извиваясь в степи, уходила через городские дачи далее, в город Таганрог.

Не скоро Большая Садовая завоевала звание главной улицы.

Центром города сначала считалась Базарная площадь с главной улицей Почтовой ( Старопочтовой, ныне Станиславского). Чуть позже центральной стала Московская улица, названная так после застройки купеческими зданиями московских купцов.

"Отцом" Большой Садовой стал городской голова А.М. Байков, принявший управление городом с 1862г. При нем закрыли Генеральную балку, а Большую Садовую с Нахичеванью соединило шоссе.

1 сентября 1864 г. на Большой Садовой загорелись первые керосиновые фонари. Керосин тогда привозился из Одессы.

А.М.Байков продолжал реформировать город.

  • В 1865 г. начал работать водопровод.
  • С 1868 г. по Большой Садовой стали ходить общественные многоместные кареты от Доломановского переулка до границы с Нахичеванью.
  • С 1887г. по Большой Садовой было открыто движение конки.
  • В 1901г. прошел первый электрический трамвай, устроенный Бельгийским акционерным обществом. Правда, до вокзала и Темерника вагон в то время не доходил из-за разногласий между железнодорожным ведомством и акционерным обществом по поводу устройства места пересечения с железнодорожными путями.

Большая Садовая застраивалась постепенно, купцы неохотно покидали обжитые места на Почтовой и Московской улицах, но затем это сменилось строительным "бумом".
Особенно интенсивно застраивался отрезок от Таганрогского проспекта(Буденновский) до Большого(Ворошиловский). Все здания были по своему уникальны и назывались по фамилиям владельцев. В день Большую Садовую посещало до 85 тысяч человек.

В результате прошедших войн и деятельности советской власти многие здания, составляющие красоту и величие Большой Садовой, были или уничтожены, или реконструированы так, что теперь тот неповторимый облик, который имела в начале XX века Большая Садовая, навсегда утерян и только старые фотографии и открытки, сохранившиеся у коллекционеров, да в музеях, могут донести до потомков чудную каменную резьбу домов, любовно и основательно построенных нашими предками.

Большая Садовая начала XX века начинается от вокзала за каменным мостом через грязную реку Темерник .

От Таганрогского (Буденновский) проспекта до Большого(Ворошиловский) проспекта Садовая принимала совсем другой вид - зеркально-витринный. Ее мостили каменными кубиками, заботливо поливали в жаркую погоду. Здесь первыми появлялись все новинки освещения и городского транспорта, возводились наиболее фешенебельные четырех- и пятиэтажные особняки.

И почти в каждом доме на Садовой - магазины : "Торговля Переселенкова", " Часовой магазин Майзеля", "Косметический Матизена", " Мебельный Боммера", "Музыкальный Адлера", " Оружейный де Камилли", " Магазин скульптур Менционе", " Торговля Абрикосова", " Торговля Хахлаждаева".
Интернациональная смесь коммерческих племен и наречий.
Уверения в исключительности магазинов :

- Единственный в Ростове-на-Дону! Цены самые добросовестные!...

Объявления о "дешевых распродажах".

А в подоплеке - известная торгашеская премудрость :

- Не обманешь - не продашь...

С раннего утра у магазинов - крики зазывальщиков :

- К нам, почтенный!.. Первеющий товар, такого нигде не больше нет !..

Иногда даже :

- Московские арбузы!.. Петербургский виноград!...

Реклама - кто кого перещеголяет - порой доходила до смешного.

А остановились мы у одного из старейших переулков Ростова - Богатяновского, получившего свое название от бившего в заповедное время фонтаном на берегу Дона Богатого Источника. К нему из крепости св. Дмитрия Ростовского вела дорога, там же вырос поселок одноименного названия.

Это была главная дорога, по которой Ростов снабжался чистой родниковой водой, правда, несколько жестковатой.

В обычные дни по Богатяновскому переулку проезжало до 500 водовозных бочек. Отсюда их пути растекались к Сенному базару, Покровской площади, Старому Собору, на Нахаловку и в Нахичевань.

После постройки водопровода к 1914 году водопроводная сеть в Ростове составила 75 верст и за сутки Богатый Источник подавал около 600 тысяч ведер.

На Богатяновском и Ткачевском переулках, да впрочем, и в других местах города, весной можно было встретить киоски, украшенные снопиками ржи - это был праздник - день "Колоса Ржи", устраиваемый благотворительными обществами для помощи голодным, пострадавшим от неурожая и другим обездоленным слоям населения. За "колосок" платили, кто сколько мог. Праздник проходил одновременно во многих городах Области Войска Донского.

В Ростове импровизированные киоски можно было также встретить на углу Большой Садовой с Таганрогским проспектом, на вокзале, в железно-дорожных мастерских Владикавказской железной, дороги, на улицах города в разъезжавших с "колосками" автомобилях и тарантасах.

Прогулки по Ростову



ИСТОРИЯ:

Ростов-на-Дону
Старая часть Ростова
Большая Садовая
Нахичевань
Улицы старые и новые названия
Танаис
Темерницкая таможня и крепость Святого Димитрия Ростовского
Святитель Димитрий Ростовский

 
© 2006 Rosdon.Ru